Наш опрос |
---|
Оцените мой сайт
Всего ответов: 159
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
О буквах, цифрах и не только о нихВашему малышу год? Три? Пять? Или семь? Вы решили, что самое время погрузить его в мир букв
и цифр? И Вы, разумеется, правы. В каком случае? – В
любом. Да-да. Не удивляйтесь. И в год не рано. И в семь не поздно.
Решать Вам. Вы – родители. Никто лучше Вас не знает особенностей Вашего
ребёнка, его интересов и потребностей, Ваших семейных традиций, Ваших планов. Нужно только не забывать, что в каждом случае в
зависимости от возраста ребёнка обучение это должно носить различный характер.
О БУКВАХ, ЦИФРАХ И НЕ ТОЛЬКО О НИХ
Существуют
законы природы, законы человеческого развития, попытка обмануть, обойти которые
неизбежно приведёт к потерям.
Вася
Н. в 3 года бегло читает, но не умеет пользоваться горшком, а пищу принимает,
бегая по комнате, время от времени открывая рот, куда следующая за ним по пятам
бабушка виртуозно закладывает ложку. Не хочется вмешиваться в методы семейного
воспитания, но очевидно, что с выбором приоритетов родители здесь что-то
напутали.
В 7 лет учёба – ведущий вид деятельности человека, то есть, тот в котором
наиболее полно реализуется его развитие. Это очень благоприятный период для
обучения. Возможно, самый благоприятный (в подростковом возрасте учебная
мотивация уже вступает в конфликт с мотивацией общения и внимание к учёбе
отходит на второй план). Этот возраст, 7 лет, является оптимальным для начала школьного обучения.
Но
это не значит, что приобретать знания раньше противопоказано. Стремительный
рост объёмов информации в современном обществе диктует необходимость более
раннего начала обучения детей. Обучение грамоте в дошкольном возрасте давно уже
не новость, а скорее обыденная реальность. Ребёнок имеет право идти в первый
класс, не умея читать. Но чаще всего уже в дошкольном возрасте, как собственная
познавательная потребность, так и окружение читающих сверстников стимулирует его к освоению чтения. Таким
образом, не читающий первоклассник автоматически попадает в число аутсайдеров.
Для человечка в 3-6 лет ведущим видом деятельности является игра. И именно в игре
дошкольник наилучшим образом развивается и обучается, приобретает новые
компетенции.
«Игра – это работа дошкольника». И в связи с
этим у родителей возникают сомнения по поводу того, «не рано ли», или «а стоит
ли». Но не следует думать, что организованные занятия в центрах дошкольной
подготовки исключают игру. Напротив,
используемые там обучающие программы для дошкольников основаны именно на игровых
приёмах. Даже само посещение таких
занятий для малыша – это, чаще всего, не что иное, как ролевая игра. Игра в
«Школу». Так, даже при видимой схожести со школой, обучаются там малыши всё же,
играя.
Для
обучения чтению дошкольников существует
множество методик.
Известная
и основательная методика Бунеевых с красочными пособиями позволяет обучать
детей уже с трёх лет в форме игры, сказочного путешествия, познавательных
приключений. Эта методика, содержащая логопедическую основу, позволяет сочетать
обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном
возрасте.
Наиболее
популярные сейчас у родителей и педагогов методики: методика Николая Зайцева и методика обучения
грамоте по букварю кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой.
Первую
отличает использование чёткой систематизации, удобных таблиц, облегчающих
понимание и запоминание.
Вторая
(лидирующая) – являясь синтезом и усовершенствованием известных традиционных
методик, позволяет ребенку быстро овладевать навыками грамотного чтения и легко
переходить от чтения к письму.
- Как заинтересовать ребёнка в усилиях по освоению чтения?
Нужно
сделать чтение необходимым ему инструментом, ключом для открытий, способом для
решения проблем. Как? Дело Вашей фантазии и изобретательности. Кому как не Вам
знать Вашего ребёнка.
«Доченька-помощница, подай-ка мне пакет с лавровым листом, да не спутай
с перцем, прочитай внимательно, что там написано». Можно прочитать в программе,
когда начнётся любимый мультик. Да мало ли найдётся важных дел для читателя,
тайн и загадок, которые только чтение поможет разрешить?
- Ну, а что же собой может представлять обучение ребёнка в
год или два, когда главная деятельность – это даже ещё не игра, а действия с
предметами?
Почему бы буквам и цифрам не быть этими предметами ближайшего
окружения малыша? Главное, чтобы они существовали в его окружении не вместо, а
вместе с естественным бытовым и
природным окружением, дополняя, а не обедняя его.Годовалая
Таня пока не говорит, то есть не пользуется речью в быту для обращений,
выражений желаний или просьб, она лишь называет имена близких, предметы,
картинки, игрушки и... читает. Этот фокус родители демонстрируют знакомым. «Она
у нас читает» - «Не может быть!» - «Проверьте». Знакомые старательно и чётко
выводят печатными буквами то, что первое приходит в голову: МАМА, ПАПА, ТАНЯ,
БАБУШКА, ДЕД. Таня с блеском выдерживает
экзамен, оставляя взрослых с открытым ртом. Она не знает букв. Просто узнавать,
различать и называть эти «картинки» ей так же несложно, как и другие картинки с
изображениями никогда не виданных ею животных и птиц. «Аист», - говорит она,
видя картинку с аистом, - «конь», - на расписную игрушку, очень отдалённо
напоминающую коня, - «Таня», - называет знакомое сочетание символов. И никакого
чуда. Фокус ли это или всё-таки чтение? Давайте подумаем, как именно мы,
взрослые люди читаем и пишем. По буквам? По слогам? - Очень редко, если
встречается незнакомый термин. А в основном мы просто узнаем и называем хорошо
знакомые нам изображения слов, не думая о буквах. Так же, как и маленькая
Таня. На этом запоминании и соотнесении
основан ряд методов раннего обучения чтению.
Впрочем, и буквы малышу также несложно запомнить, если они – часть
его игрушек и картинок. Только вот, запоминание это совсем не обязательно
приблизит его к чтению книг.
И должна заметить, что в большинстве случаев ни количество
прочитанных в жизни книг, ни качество дальнейшего образования никак не связанно
с тем, насколько рано ребёнок прочёл первое слово.
- Всё чаще приходится слышать жалобы родителей ребятишек
уже умеющих читать: «Не хочет. Не читает».
И здесь,
уважаемые взрослые, хочется задать вопрос: «А Вы? Что Вы сами сейчас читаете?
Видит ли малыш Вас с книгой? Ведь именно на Вас он, прежде всего, стремится
походить. И принято ли в Вашей семье уделять время чтению? Ведь если вечера в
Вашем доме всецело отданы телевизору, трудно ожидать, что в нём вырастет
читатель. Хотите, чтобы малыш читал книги? Выключите на полчаса телевизор,
отключите компьютер. Пусть каждый в семье возьмёт книгу по своим интересам. Вот
тогда, я удивлюсь, если, глядя на старших, младшие не привыкнут к чтению». Обычно математика на начальных этапах даётся
детям легче, чем чтение. Но и здесь существует ряд общих основных заблуждений.«Миша у нас считает до ста!» - гордо заявляет мама. Что ж,
неплохо, это говорит о том, что механическая память ребёнка нормально развита,
и он сможет без проблем запоминать скороговорки, иностранные слова, термины.
Только вот к математике это имеет мало отношения. Попросите Мишу достать из
коробки 8 палочек (спичек). Не факт, что он отсчитает нужное количество.
Положите пять конфет и три печенья, спросите, чего больше, и попросите уравнять
множества. Сколько печений нужно добавить, чтобы их стало столько же, сколько
конфет? Счёт предметов, образование одного числа из другого, соотнесение
количества, числа и цифры. Временная и пространственная ориентация. Сравнение
множеств и чисел. Решение задач. Это математика. И если все эти операции ребёнок
проделывает с первым десятком чисел, то не важно, считает он до десяти, до ста
или до миллиона, можете не сомневаться, к обучению математике в начальной школе
он готов. усердствуя в образовательной
гонке, не забывайте о здоровье ребёнка. Следите за режимом, достаточным
временем сна и пребыванием на свежем воздухе, правильной осанкой, зрением.
Здоровье ребёнка – это самое ценное. Сохраните его, и тогда обучение в любом
возрасте не станет для него проблемой.
(для журнала «Весёлый орешек») А.В. Мáрушкина
|
Календарь |
---|
« Ноябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|