Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 14:33

ТВОЯ ПЕРВАЯ ШКОЛА

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Ужасно
4. Неплохо
5. Плохо
Всего ответов: 156
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

О буквах, цифрах и не только о них

Вашему малышу год?
Три? Пять? Или семь?
Вы решили, что самое время погрузить его в мир букв и цифр?
И Вы, разумеется, правы.
В каком случае? – В  любом. Да-да. Не удивляйтесь. И в год не рано. И в семь не поздно. Решать Вам. Вы – родители.
Никто лучше Вас не знает особенностей Вашего ребёнка, его интересов и потребностей, Ваших семейных традиций, Ваших планов.
Нужно только не забывать, что в каждом случае в зависимости от возраста ребёнка обучение это должно носить различный характер.

О БУКВАХ, ЦИФРАХ И НЕ ТОЛЬКО О НИХ

Существуют законы природы, законы человеческого развития, попытка обмануть, обойти которые неизбежно приведёт к потерям.

Вася Н. в 3 года бегло читает, но не умеет пользоваться горшком, а пищу принимает, бегая по комнате, время от времени открывая рот, куда следующая за ним по пятам бабушка виртуозно закладывает ложку. Не хочется вмешиваться в методы семейного воспитания, но очевидно, что с выбором приоритетов родители здесь что-то напутали.

В 7 лет учёба  –  ведущий вид деятельности человека, то есть, тот в котором наиболее полно реализуется его развитие. Это очень благоприятный период для обучения. Возможно, самый благоприятный (в подростковом возрасте учебная мотивация уже вступает в конфликт с мотивацией общения и внимание к учёбе отходит на второй план). Этот возраст,  7 лет, является оптимальным для начала школьного обучения.

Но это не значит, что приобретать знания раньше противопоказано. Стремительный рост объёмов информации в современном обществе диктует необходимость более раннего начала обучения детей. Обучение грамоте в дошкольном возрасте давно уже не новость, а скорее обыденная реальность. Ребёнок имеет право идти в первый класс, не умея читать. Но чаще всего уже в дошкольном возрасте, как собственная познавательная потребность, так и окружение читающих сверстников  стимулирует его к освоению чтения. Таким образом, не читающий первоклассник автоматически попадает в число аутсайдеров.

Для человечка в 3-6 лет  ведущим видом деятельности является игра. И именно в игре дошкольник наилучшим образом развивается и обучается, приобретает новые компетенции.

«Игра – это работа дошкольника». И в связи с этим у родителей возникают сомнения по поводу того, «не рано ли», или «а стоит ли». Но не следует думать, что организованные занятия в центрах дошкольной подготовки исключают игру.  Напротив, используемые там обучающие программы для дошкольников основаны именно на игровых приёмах.  Даже само посещение таких занятий для малыша – это, чаще всего, не что иное, как ролевая игра. Игра в «Школу». Так, даже при видимой схожести со школой, обучаются там малыши всё же, играя.

Для обучения чтению дошкольников существует  множество методик.

Известная и основательная методика Бунеевых с красочными пособиями позволяет обучать детей уже с трёх лет в форме игры, сказочного путешествия, познавательных приключений. Эта методика, содержащая логопедическую основу, позволяет сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте.

Наиболее популярные сейчас у родителей и педагогов методики:  методика Николая Зайцева и методика обучения грамоте по букварю кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой.

Первую отличает использование чёткой систематизации, удобных таблиц, облегчающих понимание и запоминание.

Вторая (лидирующая) – являясь синтезом и усовершенствованием известных традиционных методик, позволяет ребенку быстро овладевать навыками грамотного чтения и легко переходить от чтения к письму.


  • Как заинтересовать ребёнка в усилиях по освоению чтения?  
Нужно сделать чтение необходимым ему инструментом, ключом для открытий, способом для решения проблем. Как? Дело Вашей фантазии и изобретательности. Кому как не Вам знать Вашего ребёнка.  «Доченька-помощница, подай-ка мне пакет с лавровым листом, да не спутай с перцем, прочитай внимательно, что там написано». Можно прочитать в программе, когда начнётся любимый мультик. Да мало ли найдётся важных дел для читателя, тайн и загадок, которые только чтение поможет разрешить?

  •  Ну, а что же собой может представлять обучение ребёнка в год или два, когда главная деятельность – это даже ещё не игра, а действия с предметами?
Почему бы буквам и цифрам не быть этими предметами ближайшего окружения малыша? Главное, чтобы они существовали в его окружении не вместо, а вместе с естественным  бытовым и природным окружением, дополняя, а не обедняя его.
Годовалая Таня пока не говорит, то есть не пользуется речью в быту для обращений, выражений желаний или просьб, она лишь называет имена близких, предметы, картинки, игрушки и... читает. Этот фокус родители демонстрируют знакомым. «Она у нас читает» - «Не может быть!» - «Проверьте». Знакомые старательно и чётко выводят печатными буквами то, что первое приходит в голову: МАМА, ПАПА, ТАНЯ, БАБУШКА, ДЕД. Таня  с блеском выдерживает экзамен, оставляя взрослых с открытым ртом. Она не знает букв. Просто узнавать, различать и называть эти «картинки» ей так же несложно, как и другие картинки с изображениями никогда не виданных ею животных и птиц. «Аист», - говорит она, видя картинку с аистом, - «конь», - на расписную игрушку, очень отдалённо напоминающую коня, - «Таня», - называет знакомое сочетание символов. И никакого чуда. Фокус ли это или всё-таки чтение? Давайте подумаем, как именно мы, взрослые люди читаем и пишем. По буквам? По слогам? - Очень редко, если встречается незнакомый термин. А в основном мы просто узнаем и называем хорошо знакомые нам изображения слов, не думая о буквах. Так же, как и маленькая Таня.  На этом запоминании и соотнесении основан ряд методов раннего обучения чтению.

Впрочем, и буквы малышу также несложно запомнить, если они – часть его игрушек и картинок. Только вот, запоминание это совсем не обязательно приблизит его к чтению книг.

И должна заметить, что в большинстве случаев ни количество прочитанных в жизни книг, ни качество дальнейшего образования никак не связанно с тем, насколько рано ребёнок прочёл первое слово.

  • Всё чаще приходится слышать жалобы родителей ребятишек уже умеющих читать: «Не хочет. Не читает». 
И здесь, уважаемые взрослые, хочется задать вопрос: «А Вы? Что Вы сами сейчас читаете? Видит ли малыш Вас с книгой? Ведь именно на Вас он, прежде всего, стремится походить. И принято ли в Вашей семье уделять время чтению? Ведь если вечера в Вашем доме всецело отданы телевизору, трудно ожидать, что в нём вырастет читатель. Хотите, чтобы малыш читал книги? Выключите на полчаса телевизор, отключите компьютер. Пусть каждый в семье возьмёт книгу по своим интересам. Вот тогда, я удивлюсь, если, глядя на старших, младшие не привыкнут к чтению».

  •    И немного о цифрах.  
Обычно математика на начальных этапах даётся детям легче, чем чтение. Но и здесь существует ряд общих  основных заблуждений.
«Миша у нас считает до ста!» - гордо заявляет мама. Что ж, неплохо, это говорит о том, что механическая память ребёнка нормально развита, и он сможет без проблем запоминать скороговорки, иностранные слова, термины. Только вот к математике это имеет мало отношения. Попросите Мишу достать из коробки 8 палочек (спичек). Не факт, что он отсчитает нужное количество. Положите пять конфет и три печенья, спросите, чего больше, и попросите уравнять множества. Сколько печений нужно добавить, чтобы их стало столько же, сколько конфет? Счёт предметов, образование одного числа из другого, соотнесение количества, числа и цифры. Временная и пространственная ориентация. Сравнение множеств и чисел. Решение задач. Это математика. И если все эти операции ребёнок проделывает с первым десятком чисел, то не важно, считает он до десяти, до ста или до миллиона, можете не сомневаться, к обучению математике в начальной школе он готов.
  
  •  И ещё немного о главном:
усердствуя в образовательной  гонке, не забывайте о здоровье ребёнка. Следите за режимом, достаточным временем сна и пребыванием на свежем воздухе, правильной осанкой, зрением. Здоровье ребёнка – это самое ценное. Сохраните его, и тогда обучение в любом возрасте не станет для него проблемой.


(для журнала «Весёлый орешек»)
А.В. Мáрушкина 


Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz